Принцип конструкции вариатора это прогрессивное решение создания бесступенчатой трансмиссии. Одна из самых удачных и надежных разработок Японской компании Jatco вариатор JF011E (RE0F10A/B/C), покоривший конструкторов ведущих марок автомобилей Nissan: Qashqai J10, X-Trail T31 и Teana J32, с объемом двигателя 2 л и 2,5 л.
Новый тип трансмиссии является прорывной технологией передачи крутящего момента двигателя в трансмиссию на вращение колес, с инженерной точки зрения, выкладываясь на все 100 в показателях эффективности передачи энергии вращения. Отзывчивая реакция автомобиля на обороты двигателя и постоянное оптимальное соотношение оборотов двигателя и крутящего момента с целью получения наивысшего КПД это основная отправная точка в требованиях к агрегату.
Отдельного изучения требует поведение узлов агрегата под нагрузкой, в разных условиях движения, в разных температурных климатических поясах. Принципы передачи вращения через систему механически связанных конусов посредством ремня, эффективно реализуются при наличии достаточного давления масла в системе, достаточной температуры масла, чистоты и прилегания конусов и поверхности ремня с заданной плотностью поверхностного контакта.
Для каждого вида нагрузки предусмотрены свои технологические решения. От перегрева масло защищает радиатор охлаждения, который со временем теряет функции охлаждения из-за загрязнения ребер теплообменника.
Механические включения, образующиеся при работе агрегата, так или иначе есть и никуда не денутся, хотя и фильтруются фильтром грубой и тонкой очистки, создают на поверхности редукционного масляного клапана царапины, с чем связан износ и заклинивание клапана со временем, когда вариатор зависает на одной передаче, без возможности дальнейшего движения.
Конусы и поверхность ремня имеют требования к твердости поверхности и пятну контакта, обеспечивающие надежность за счет достаточной силы трения для передачи крутящего момента, только когда масло охлаждается вовремя, имеет достаточную вязкость и чистоту. Тогда только заложенный расчет срабатывает, выходя за рамки в морозные дни, когда надо срочно ехать, когда приходится долго стоять в пробке и давление масла снижается, масло греется и ремень скользит по конусам при трогании. Когда сосед попросил вытащить на буксире, застряв в снегу, тут и перегрев, и троганье, и вовсю пробуксовки ремня, с задирами и насечками на конусах, и обильными механическими включениями, результатом взаимодействия поверхностей трения при передаче энергии вращения через пятно контакта, как бы ни старались фильтры тонкой очистки вычистить металлическую пыль, все равно менять масло в вариаторе JF011E (RE0F10A/B/C) придется.
От всех причин постепенно накапливаются избыточные зазоры, загрязняется масло, неплотности в соприкосновении конусов и ремня с нарастающим эффектом складываются в единый процесс развивающегося износа.
Инженеры дорабатывают узлы агрегата, тем временем автомобили с вариатором продолжают бегать по делам своих владельцев, загрязняя масло, пробуксовывая ремнем и изнашивая подшипники, чем все это заканчивается - ремонтом вариатора JF011E (RE0F10A/B/C)
Основа этой трансмиссии в передаче крутящего момента за счет силы трения, образующейся между поверхностью клинового ремня и конусами, связывающими ведущий и ведомый валы трансмисии.
Силу прилегания конусов обеспечивает давление масла в системе. Масляный насос вариатора сердце всей системы.
Первым, в силу причины износа, заклинивает редукционный масляный клапан. Металлическая пыль в следствие несовершенства прилегания ремня в пятнах контакта, КПД этой связи конечно же не 100%, и естественного износа фрикционов, накапливается взвешенной в жидкости гидравлики и вызывает задиры и царапины в местах смазывания трущихся деталей, от чего первым не выдерживает масляный клапан. Он потребует замены, либо новым стандартным, или усовершенствованным, из тех моделей, которые предлагают разные производители.
После дефектовки вариатора JF011E почти всегда среди причин неисправности, особенно при пробегах, близких к 150 тыс км. оказывается износ поршня редукционного масляного клапана, что вызывает дальнейшие проблемы износа других узлов, в зависимости от того, в какой степени проявляет себя износ клапана. Давление масла падает, постепенно приводя к повышенному проскальзыванию ремня и существенному образованию поверхностных нарушений чистоты конусов.
Своевременный профилактический ремонт вариатора Jatco JF011E (RE0F10A) может приостановить износ конусов и ремня и существенно продлить срок службы вариатора до капитального ремонта.
Поиск
Теги